СПОРТ-74.ру

МБУДО КДЮСШ "Металлург-спорт"

Language

ruenfrdeitptes

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Рейтинг:  5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа «Металлург-спорт» города Челябинска

 

Рассмотрена на заседании тренерского совета

МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт»

г. Челябинска

Протокол № ______ от __________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО КДЮСШ

«Металлург-спорт» г. Челябинска

__________________ Е.В.Курапов

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по легкой атлетике

 

срок реализации программы: 8 лет

возраст обучающихся: 8-17 лет

 

Разработчик:Кириллова Татьяна Николаевна –

тренер-преподаватель высшей категории

МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинск

Рецензенты:

Челябинск 2015 г.

 

 СОДЕРЖАНИЕ 

   I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................................................................... 3

1.1. Характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения …............….……..… 4

1.2. Структура системы многолетней подготовки ………………...................................................................................................... 5

   II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ......................................................................................................................................................................... 9

2.1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям ………………………..……………..... 10

2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса .…….....…................................................................................................... 11

2.3. Навыки в других видах спорта ……..........………...................................................................................................................... 14

   III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ………………………………........................................................................................................ 15

3.1. Теория и методика физической культуры ..…….......……......................................................................................................... 15

3.2. Общая и специальная физическая подготовка ...…………….................................................................................................... 17

3.3. Избранный вид спорта …..…………………….....….................................................................................................................. 19

3.3.1. Техническая подготовка …………….…………..…................................................................................................................. 19

3.3.2. Тактическая подготовка ....…………………….…................................................................................................................... 20

3.3.3. Соревновательная деятельность …………………………..…................................................................................................ 21

3.4. Техника безопасности ……………………………….................................................................................................................. 23

3.5. Объемы максимальных тренировочных нагрузок ……………................................................................................................. 25

   IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ …...…............................................................................................. 25

4.1. Требования к результатам освоения Программы …………….................................................................................................. 25

4.2. Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации ………………………........………...…. 27

4.3. Комплексы контрольных упражнений ……………..….............................................................................................................. 29

   V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ .....…................................................................................................ 34

 

 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная предпрофессинальная  программа по легкой атлетике разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта по группе видов спорта «циклические, скоростно-силовые виды спорта и многоборья» и к срокам обучения по этим программам (Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730), учитывает требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта легкая атлетика (Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 18.06.2013 № 399).

Настоящая программа является основным документом, определяющим цели и содержание учебного процесса по легкой атлетике в МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

Программа предназначена для тренеров-преподавателей спортивных школ, ведущих учебно-тренировочные занятия в группах начальной подготовки 1,2,3 года обучения (8-11лет) ,  учебно-тренировочных группах 1-5 года обучения (12-18 лет) специализации легкой атлетики. Программа  рассчитана  на 8 лет обучения.  Программа  является основным документом учебно-тренировочной и воспитательной работы. Она представляет собой целостный комплекс воспитания, обучения и тренировки по видам легкой атлетики: многоборье (4хборье: бег, прыжки, метания);спринтерский бег (100,200,400м.); бег на средние дистанции (800,1500м).

Основными задачами реализации Программы являются:

  1. Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.
  3. Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
  4. Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

  1. Отбор одаренных детей.
  2. Создание условий для физического образования, воспитания и развития детей.
  3. Формирования знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе и в легкой атлетике.
  4. Подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
  5. Организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.

Содержание Программы учитывает особенности подготовки обучающихся по легкой атлетике, в том числе:

- большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме тренировочного процесса;

- постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок;

- необходимой продолжительностью индивидуальной подготовки, характерной для избранного вида спорта;

- повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого использования различных тренировочных средств;

- перспективность спортсмена выявляется на основе наличия комплексов специальных физических качеств.

  • Характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения.

Легкая атлетика – это олимпийский вид спорта, увлекательный и зрелищный  с  разнообразнейшей  техникой, богатый  тактическими  вариантами  и  требующий   высокой  общефизической,  специальной  и  психологической подготовки  от спортсмена.  Еще это совокупность видов спорта, включающая бег, ходьбу, прыжки и метания. Объединяет следующие дисциплины: беговые виды, спортивную ходьбу, технические виды (прыжки и метания),  многоборья, пробеги (бег по шоссе) и кроссы (бег по пересеченной местности). Один из основных и наиболее массовых видов спорта.

В этом виде спорта большие  мышечные  напряжения  и  в  то  же  время  разносторонняя двигательная   активность,   острота     наблюдения,    внимания  и    реакции, оперативность принимаемых  тактических  решений,  умение  в  нужные  моменты  мобилизоваться  делает  этот вид спорта  полезной  и  доступной  для  всех.    Легкая атлетика     развивает     ловкость,     быстроту,   реакцию, скоростную     выносливость,     умение       концентрировать  и  переключать внимание.  Все  эти  качества  необходимы  современному человеку

При составлении Программы был проведен анализ отечественных и зарубежных систем многолетней подготовки спортсменов, результат научных исследований по юношескому спорту, возрастной спортивной физиологии, гигиены и психологии, а также учитывались спортивные достижения и личный опыт тренеров-преподавателей МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска. Программа адаптирована к условиям работы на базе манежа «Мечел» , г. Челябинска, ул. 1-го Спутника, 2.

По  данным крупнейших маркетинговых агентств мира легкая атлетика является одним из наиболее популярных видов спорта на планете.

  • Структура системы многолетней подготовки

Система многолетней спортивной подготовки представляет собой единую организационную систему, обеспечивающую преемственность задач, средств, методов, форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальное соотношение процессов тренировки, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; рост объема средств общей и специальной физической подготовки, соотношение между которыми постоянно изменяется; строгое соблюдение постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременное развитие отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого.

Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:

- этап начальной подготовки – до 3 лет;

- тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;

- тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет;

Срок обучения по Программе 8 лет.

Этап начальной подготовки. Продолжительность этапа – 2-3 года.

В группу начальной подготовки зачисляются учащиеся, прошедшие тестирование физической подготовленности и  психических свойств личности с выполнением установленных нормативов.

Цель, задачи и преимущественная направленность:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование у детей устойчивого интереса к занятиям настольным теннисом;
  • улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;
  • воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями;
  • обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям;
  • формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для достижения высоких результатов в теннисе;
  • обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и турнирах.

Этап начальной подготовки является важным этапом отбора спортивно одаренных детей для их последующей многолетней подготовки в спортивной школе.

Тренировочный этап. Тренировочные группы формируются на конкурсной основе из числа здоровых учащихся, проявивших способности к настольному теннису, прошедших необходимую подготовку не менее одного года, выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке.  Продолжительность этапа – 5 лет.

Основными задачами подготовки на данном этапе являются:

  • повышение уровня   общей   и   специальной физической, технической,  тактической и психологической подготовки;
  • приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта настольный теннис;
  • определение индивидуального стиля ведения игры;
  • приобретение соревновательного опыта;
  • формирование спортивной мотивации;
  • укрепление здоровья спортсменов.

Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки.

Программа обеспечивает последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья, гармоничного развития всех органов и систем организма, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, трудолюбия, обеспечение всесторонней общей и специальной подготовки занимающихся, овладение техникой и тактикой избранного вида спорта, развития физических качеств, создания предпосылок для достижения высокого спортивного мастерства. Важной составляющей частью Программы является система восстановительно-профилактических мероприятий, прохождение инструкторской и судейской практики, организация воспитательной работы.

           В программе раскрываются основные аспекты содержания тренировочной и воспитательной работы, приводятся примерные планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый учебный материал, система конт­рольных нормативов и требования для перевода занимающихся в группы более высокой спортивной квалификации.

Программа предусматривает создание условий для развития волевых качеств, способности к сопереживанию, эмоциональной стабильности, двигательной памяти, стрессоустойчивости.

Минимальный возраст детей для зачисления в группы для занятий легкой атлетикой составляет 8-9 лет.

Учебные  группы  в  отделении  легкой атлетики  комплектуются  в  соответствии  с  нормативно-правовыми  требованиями,   учётом  возраста  и  спортивной  подготовленности  занимающихся (таблица 1).   

Режимы учебно-тренировочной работы и требования по физической, технической, спортивной подготовке

                                                                                             Таблица 1

Этапы

подготовки

год

обучения

Минимальная

наполняемость

групп (чел.)

Максимальная

наполняемость

групп (чел.)

Максимальный

объём уч-трен.

работы (час\нед)

начальной подготовки   

1 год

15

30

6

2-3 год

12

24

8

тренировочный

1 год

10

20

12

2 год

9

20

14

3 год

8

20

16

4 год

6

16

18

5 год

5

16

20

Примечание:

Рекомендуемое отклонение на этапе начальной подготовки – не более 10 %,на других этапах – не более 25 %.        

год

обучения

Минимальный возраст для зачисления (лет)

Требования по физической и спортивной подготовке

На начало учебного года

На конец учебного года

Группы начальной подготовки

До года

8-9

Предварительная подготовка по учебному плану в течении 1-2 месяцев, сдача вступительных экзаменов

Выполнение нормативов контрольно-переводных испытаний

Свыше года (2-3)

10-11

Выполнение нормативов контрольно-переводных испытаний

Выполнение нормативов ОФП, технической, специальной подготовки, контрольно-переводных испытаний

Учебно-тренировочные группы

1-й

12-13

Выполнение нормативов ОФП, СФП, контрольно-переводных испытаний

Выполнение нормативов  контрольно-переводных испытаний, 3юн.разряд

2-й

13-14

Выполнение нормативов ОФП, СФП, 3юн.разряд

Выполнение нормативов  контрольно-переводных испытаний, 2юн.разряд

3-й

14-15

Выполнение нормативов ОФП, СФП, 2юн.разряд

Выполнение нормативов  контрольно-переводных испытаний, 2,1юн.разряд

4-й

15-16

Выполнение нормативов ОФП, СФП, 1юн.разряд

Выполнение нормативов  контрольно-переводных испытаний, 3,2 взр.разряд

5-й

16-17

Выполнение нормативов ОФП, СФП,  3-2  взр. разрядов

Выполнение нормативов  контрольно- переводных испытаний,  3,2,1 взр.разряд

 

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт»  г. Челябинска организует работу по Программе в течение всего календарного года. В каникулярное время могут открываться в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводить учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В соответствии с финансовыми возможностями спортивной школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель, либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых).

В процессе многолетней тренировки чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Она строится на основании следующих методических положении:

- ориентация уровней нагрузок юных спортсменов на соответствующие показатели, достигнутые сильнейшими спортсменами;

- увеличение темпов роста нагрузок от этапа начальной спортивной специализации на последующих этапах;

- соответствия уровня тренировочных и соревновательных нагрузок возрастными особенностями и уровню подготовленности юных спортсменов;

- учет закономерностей развития и взаимосвязи различных систем растущего организма спортсмена.

2.1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям

Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 46 недель.

Этапы 

Разделы

ГНП-1

6 час.

ГНП-2

8 час.

ГНП-3

8 час.

УТГ-1

12 час.

УТГ-2

14 час.

УТГ-3

16 час.

УТГ-

4

18 час.

УТГ5

20 час

1

2

3

3

4

5

6

7

8

Общая физическая подготовка

42%

     118

41%

     150

41%

     150

39%

     216

36%

     229

30%

     218

25%

     205

23%

     212

Специальная физическая подготовка

7%

      20

8%

     29

8%

     29

10%

     55   

12%

     76

14%

     105

15%

     125

15%

     138

Технико-тактическое мастерство

45%

     126

48%

     177

48%

     177

48%

     269

50%

     327

54%

     401

58%

     484

60%

     556

Теоретическая подготовка

8

8

8

8

8

8

10

10

Контрольно-переводные испытания

4

4

4

4

4

4

4

4

Контрольные соревнования

Согласно календарю спортивно-массовых мероприятий

Восстановительные мероприятия

10%

36

10%

41

10%

41

10%

56

10%

72

10%

83

10%

93

10%

104

Инструкторская и судейская практика

Медицинское обследование

Не менее 2 раза в год

Итого часов:

276

368

368

552

644

736

828

920

 

2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса

В процессе реализации Программ предусмотрены следующие соотношения объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:

- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);

- теоретическая подготовка в объеме от 5 % до 10 % от общего объема учебного плана;

- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 30 % до 35 % от общего объема учебного плана;

- избранный вид спорта в объеме не менее 45 % от общего объема учебного плана;

- другие виды спорта в объеме от 5 % до 15 % от общего объема учебного плана;

- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;

- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;

- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями;

- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.

Реализация программы предполагает соблюдение ряда условий:

  • систематичности учебно-тренировочного процесса;
  • постоянного учета физического развития и физической подготовленности учащихся;
  • регулярного врачебного контроля за функциональным состоянием занимающихся;
  • четкой организации и высокого качества работы тренерско-преподавательских кадров;
  • наличие материально-технической базы.

      Программа предназначена для детей и подростков 8-17 лет. Реализация программы предполагает следующие формы организации деятельности воспитанников: групповые учебно-тренировочные занятия, контрольно-переводные тесты, соревнования, теоретические занятия, восстановительные мероприятия, диспансеризация, судейская практика.

Программа реализуется в четыре этапа: этап начальной подготовки (возра1ст – 8-11 лет), учебно-тренировочный этап углубленной тренировки (возраст 13-15 лет), учебно-тренировочный этап углубленной специализации (возраст 15-17 лет).

Задачи на этапах обучения:

Начальной подготовки 1,2,3 года обучения:

  1. Формирование стойкого интереса к занятиям легкой атлетикой
  2. Укрепление здоровья, формирование правильной осанки, закаливание организма.
  3. Развитие физических качеств: ловкости, гибкости, быстроты, выносливости. Формирование двигательной культуры.
  4. Обучение специальным беговым и специальным подготовительным упражнениям.
  5. Ознакомление и обучение основам техники видов легкой атлетики (бега, прыжков в длину, прыжков в высоту, барьерного бега, метания мяча)
  6. Воспитание дисциплинированности и навыков самоорганизации.
  7. Воспитание способности к проявлению максимальных усилий в двигательном упражнении и концентрации внимания на выполнение движений.

Учебно-тренировочный 1-2 года обучения

  1. Повышение уровня общефизической и специальной подготовленности;
  2. Изучение техники легкоатлетических упражнений;
  3. Воспитание уверенности и психологической устойчивости;
  4. Воспитание потребности к здоровому образу жизни, профилактика вредных привычек и правонарушени;.
  5. Обучение анализу тренировочной и соревновательной деятельности.

      Учебно-тренировочный 3-4 года обучения (углубленной тренировки)

  1. Совершенствование уровня ОФП и СФП, развитие силы, скоростно-силовых качеств, скоростной и общей выносливости. Подготовка функциональных систем организма к усвоению высоких физических и психологических нагрузок.
  2. Изучение и совершенствование техники избранного вида легкой атлетики.
  3. Воспитание трудолюбия и целеустремленности.
  4. Расширение соревновательной практики. Привитие навыка самоанализа.
  5. Обучение психоэмоционального саморегулирования на тренировках и соревнованиях.
  6. Выполнение нормативов III, II спортивных разрядов.

  Учебно-тренировочный – 5 года обучения  (углубленной специализации)

  1. Совершенствование ОФП и СФП, развитие силы, скоростно-силовых качеств.
  2. Совершенствование избранного вида спорта.
  3. Воспитание психологической устойчивости на тренировках и соревнованиях.
  4. Выполнение II, I спортивных разрядов, норматива КМС.

2.3. Навыки других видов спорта, способствующих повышению профессионального мастерства в избранном.

УПРАЖНЕНИЯ НА ГИМНАСТИЧЕСКИХ СНАРЯДАХ:

Различные упражнения на гимнастической стенке,  индивидуальные и парные. То же на гимнастической скамейке. Групповые упражнения с гимнастическими скамейками. Упражнения в равновесии и в сопротивлении, лазании по канату, шесту, лестнице, в перелезании, подтягивании. Простейшие висы, упоры, подъемы и соскоки, выполняемые на гимнастических снарядах (перекладина, кольца, брусья, конь, бревно). Прыжки через козла, коня и стол с подкидным мостиком. Упражнения с гимнастической палкой, скакалкой.

АКРОБАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ:

Различные кувырки: вперед ,назад, боком, стойка на лопатках, стойки на голове и руках,  мостик из стойки на голове и на руках, переход в мостик, «полушпагат» и «шпагат»,  наскок  на гимнастический мостик с прыжком вверх , прыжки вверх с трамплина без поворота и с поворотом на 180гр. и 360 гр. сальто вперед (с помощью ), колесо (переворот боком).

БАСКЕТБОЛ:

Ведение мяча, ловля мяча двумя руками, передача мяча двумя руками от груди, после ловли на месте, после ловли с остановкой, после поворота на месте. Перемещение в стойке вперед, в стороны, назад, умение держать игрока с мячом и без мяча, Тактика нападения, выбор места и умение отрываться для получения мяча, целесообразное применение техники передвижения. Броски мяча с места под углом к корзине, с отражением от щита. Двусторонние игры по упрощенным правилам.

ФУТБОЛ:

Удары по мячу ногой (левой, правой)на месте и в движении, выполнение ударов после остановки, ведение мяча, остановка мяча, овладение простейшими навыками командной борьбы . Двусторонние игры по упрошенным правилам.

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ И ЭСТАФЕТЫ:

Различные подвижные  игры, эстафеты с бегом, прыжками, метаниями, с переноской, расстановкой различных предметов, лазанием и  перелазанием.  Комбинированные эстафеты.

ПЛАВАНИЕ:

Обучение умению держаться на воде. Плавание произвольным способом на скорость и на выносливость. Простейшие прыжки в воду с места и.с разбега (вход в воду ногами и головой ). Игры на воде. Плавание вольным стилем без учета времени.

 

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть Программы включает учебный материал по основным предметным  областям,  его  распределение  по  годам  обучения  и  в  годовом  цикле; рекомендуемые  объемы  тренировочных  и  соревновательных  нагрузок  и планирование  спортивных  результатов  по  годам  обучения;  а  также  содержит практические  материалы  и  методические  рекомендации  по  проведению тренировочных занятий.

3.1. Теория и методика физической культуры и спорта

Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсменов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Тематический план на этапе начальной подготовки:

  1. История развития легкой атлетики за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях.
  2. Значение занятий легкой атлетикой для развития детей.
  3. Краткие сведения о значении занятий физкультурой и спортом для развития и здоровья человека.
  4. Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль самоконтроль спортсмена.
  5. Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда спортсмена.
  6. Самостоятельные занятия дома и их значение.
  7. Краткие сведения о технике настольного тенниса.
  8. Основы здорового образа жизни.
  9. Основы спортивного питания.

Тематический план на тренировочном этапе

(период базовой подготовки).

  1. Значение занятий физкультурой и спортом для здоровья и всестороннего развития человека.
  2. Развитие легкой атлетики в мире, результаты выступлений российских спортсменов на международных соревнованиях.
  3. Гигиена и режим для спортсмена, питание, закаливание, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
  4. Организация мест занятий и соревнований, техника безопасности, профилактика травматизма, требования к спортивному инвентарю и оборудованию.
  5. Техника и тактика игры, методы их тренировки.
  6. Краткие правила соревнований и их проведение.
  7. Нормы, требования и условия выполнения и присвоения спортивных разрядов.
  8. Федеральные государственные стандарты по виду спорта легкая атлетика.

Тематический план на тренировочном этапе

(период спортивной специализации)

  1. Значение систематических занятий физическими упражнениями для здоровья и всестороннего развития человека, поддержание спортивной формы на высоком уровне.
  2. Итоги выступлений российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях.
  3. Роль гигиены, режимы дня спортсмена, врачебного контроля и самоконтроля спортсмена для роста спортивных результатов.
  4. Значение технического совершенствования для роста спортивных результатов.
  5. Теоретические основы техника игры и тактических действий спортсменов
  6. Правила соревнований, их организация и проведение
  7. Нормы, требования и условия выполнения и присвоения спортивных разрядов.
  8. Федеральные государственные стандарты по виду спорта легкая атлетика.
  9. Общероссийские антидопинговые правила. Ответственность за нарушение.

3.2. Общая и специальная физическая подготовка

Общая  физическая  подготовка  (ОФП)  является  необходимым  звеном спортивной  тренировки.  Она  решает  следующие  задачи:  укрепление  здоровья  и гармоническое физическое развитие обучающегося; развитие и совершенствование силы,  гибкости,  быстроты,  выносливости, координации  и  ловкости;  расширение  круга двигательных  навыков  и  повышение  функциональных  возможностей  организма; использование  физических  упражнений  с  целью  активного  отдыха  и профилактического лечения.

Специальная  физическая  подготовка  —  процесс  развития  двигательных  способностей  и  комплексных  качеств,  отвечающих  специфическим  требованиям соревновательной  деятельности  в  избранном  виде  спорта.  СФП  включает воздействия  на  те  мышечные  группы,  системы  организма  и  механизмы энергообеспечения,  которые  определяют  успех.  Основными средствами  СФП являются  соревновательные  и  различные  специальные  и  специально-подготовительные упражнения. Ведущим методическим принципом при проведении СФП  является  принцип  динамического  соответствия,  который  включает следующие требования:

-  соответствие  траектории  рабочих  и  подготовительных  движений

- основному соревновательному движению;

- соответствие рабочих усилий, темпа (частоты движений) и ритма;

- соответствие временного интервала работы.

- Одно  из  основных  условий  достижения  высоких  результатов  –  единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение.  Принцип  неразрывности  ОФП  и  СФП:  ни  одну  из  них  нельзя исключить  из  содержания  тренировки  без  ущерба  для  достижения  высокого спортивного результата.

- Взаимообусловленность  содержания  ОФП  и  СФП:  содержание  СФП зависит  от  тех  предпосылок,  которые  создаются  ОФП,  а  содержание  последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.

- Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП  на  любом  этапе  спортивной  подготовки. Понятно,  что  на  начальных  этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП. Тем не менее, считается, что общий объем ОФП  на  протяжении  многих  лет  спортивных  тренировок  должен  приближаться  к 40–50 %. 

3.3. Избранный вид спорта

3.3.1.Техническая подготовка

Техническая  подготовка  направлена  на  обучение  спортсмена  технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная  техника  –  это  способ  выполнения  спортивного  действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль  спортивной  техники  в  различных  видах  спорта  неодинакова,  она  позволяет  развить  наиболее  мощные  и  быстрые  усилия  в  ведущих  фазах соревновательного  упражнения,  экономить  расхода  энергетических  ресурсов  в  организме спортсмена, обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений,  обеспечить  высокую  результативность,  стабильность  и  вариативность действий  спортсмена  в  постоянно  изменяющихся  условиях  соревновательной борьбы. 

Техническая  подготовленность  спортсмена  характеризуется  тем,  что  он  умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. 

В  процессе  технической  подготовки  используется  комплекс  средств  и  методов  спортивной  тренировки.  Условно  их  можно  подразделить  на  две  группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.

К ним относятся:

- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

- показ техники изучаемого движения;

- демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;

- использование предметных и других ориентиров;

- звуко- и светолидирование;

-  различные  тренажеры,  регистрирующие  устройства,  приборы  срочной информации.

Средства  и  методы,  в  основе  которых  лежит  выполнение  спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

-  общеподготовительные  упражнения.  Они  позволяют  овладеть  разнообразными  умениями  и  навыками,  являющимися  фундаментом  для  роста технического мастерства в избранном виде спорта;

-  специально-подготовительные  и  соревновательные  упражнения.  Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

-  методы  целостного  и  расчлененного  упражнения.  Они  направлены  на овладение,  исправление,  закрепление  и  совершенствование  техники  целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

-  равномерный,  переменный,  повторный,  интервальный,  игровой соревновательный  и  другие  методы,  способствующие  главным  образом совершенствованию и стабилизации техники движений.  Применение  данных  средств  и  методов  зависит  от  особенностей  техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

3.3.2. Тактическая подготовка

Тактическая подготовка легкоатлета. Спортивная тактика — искусство ведения борьбы с противником, ее главная задача — наиболее целесообразное использование физических и психических возможностей легкоатлета для победы над соперником, для достижения максимальных для себя результатов.

Тактика необходима во всех видах легкой атлетики. Наибольшую роль она играет в спортивной ходьбе, беге на средние и длинные дистанции, а наименьшую — там, где соревнования происходят без непосредственного контакта с противником (прыжки, метания). Тактическое искусство позволяет легкоатлету эффективнее использовать свою спортивную технику, физическую и морально-волевую подготовленность, свои знания и опыт в борьбе с разными соперниками в различных условиях.

          В целом тактическое мастерство должно основываться на богатом запасе знаний, умений, навыков, позволяющих точно выполнить задуманный план, а в случае отклонений быстро оценить ситуацию и найти наиболее эффективное решение. Задачи тактической подготовки заключаются в следующем: - изучение общих положений тактики; - знание сущности и закономерностей спортивных состязаний, особенно в специализируемом виде легкой атлетики; - изучение способов, средств, форм и видов тактики в своем виде; - знание тактического опыта сильнейших спортсменов; - практическое использование элементов, приемов, вариантов тактики в тренировочных занятиях, прикидках, соревнованиях («тактические учения»); - определение сил противников, знание их тактической, физической, технической и волевой подготовленности, их умения вести соревновательную борьбу с учетом обстановки и других внешних условий.

На основе этих задач спортсмен вместе с тренером разрабатывает план тактических действий к предстоящему соревнованию. После соревнований необходимо проанализировать эффективность тактики, сделать выводы на будущее. Главное средство обучения тактики — повторное выполнение упражнений по задуманному плану, например, бег с определенным изменением скорости; начало прыжков с установленной высоты,  показ лучшего результата в метании в первой попытке. Использование одного из разученных вариантов в ответ на предусмотренную ситуацию, перемена тактической схемы и многое другое. Тактическое мастерство, как известно, тесно связано с развитием физических и волевых качеств, с совершенствованием техники.

Порой, прежде чем попытаться осуществить задуманную тактическую комбинацию, необходимо повысить функциональные возможности спортсмена и его техническое мастерство.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым и  ситуационным  целям.  Особенностью  тактики  является  ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

3.3.3. Соревновательная деятельность

Система соревнований является важнейшей частью подготовки спортсменов. Параметры соревновательной деятельности, отражены в таблице и являются обязательными в системе планирования и контроля предпрофессиональной подготовки.

Планируемые показатели соревновательной деятельности

по виду легкая атлетика

Виды
спортивных соревнований

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап 

 

До
 года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

5-9

8-12

11-16

14-21

Отборочные

-

1-2

2-4

2-5

Основные

-

1-2

1-3

2-4

Для начинающих легкоатлетов основными могут быть первенство МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска по легкой атлетике, города и т.п. Именно в соответствии со сроками основных турниров надлежащим образом строится тренировка, изменяются ее объем, интенсивность, содержание и календарный план выступлений спортсмена. Для участия в основных соревнованиях лицо, проходящее предпрофессиональную подготовку должно принять участие в отборочном турнире, сначала проявив свои соревновательные возможности и готовность к выступлению на основных стартах, приняв участие в контрольных соревнованиях.

 Однако количество официальных стартов недостаточно для качественной подготовки спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. Необходимо организовывать дополнительные соревнования и контрольные испытания, матчевые встречи и т.п. Важным является организация соревнований в летний период (в конце сезона, июль или начало августа), в программу которых можно включать контрольные нормативы по ОФП и СФП.

Требования к участию в спортивных соревнованиях учащихся МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска:

  • соответствие возраста участника с учетом пола и статуса спортивного соревнования;
  • уровень спортивной квалификации в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, положением (регламентом) и правилами соревнований;
  • выполнения плана спортивной подготовки;
  • прохождения предварительного соревновательного отбора;
  • медицинское заключение о допуске к участию в соревнованиях;
  • соблюдение антидопинговых правил.

Обязательным документом для направления спортсменов на соревнования является положение  (регламент) о проведении спортивных соревнований.

 3.4. Техника безопасности

Во  избежание  травматизма  при  проведении  тренировок  особое  внимание уделяется  подготовке  места  проведения  занятий  и  организма  обучаемых  к выполнению  технических  действий,  требующих  высокой  координации  их  исполнения, и дисциплине в группе занимающихся.

Вся  ответственность  за  безопасность  занимающихся  в манежах  и  залах возлагается на тренеров-преподавателей, непосредственно проводящих занятия с группой.  Допуск  к  занятиям  в  манежах  и  залах  осуществляется  по  установленному  порядку. Занятия проводятся на оборудованных спортивных площадках и в спортзале. Посещать занятия могут спортсмены, которые по состоянию здоровья относятся к основной и подготовительной медгруппе, прошедшие инструктаж по правилам поведения и правилах безопасности. На соответствующий вид спорта спортсмену нужно иметь спортивную обувь и форму, которые не стесняют движения. Подошва должна исключать скольжение, облегать плотно ногу и не затруднять циркуляцию крови

На  первом  занятии  необходимо ознакомить  учащихся  Учреждения  с  правилами  безопасности  при  проведении занятий легкоатлетическими видами спорта.

Тренер-преподаватель обязан:

  1. Производить построение и перекличку учебных групп перед занятиями с последующей регистрацией в журнале. Опоздавшие к занятиям не допускаются. 2. Не  допускать  увеличения  числа  занимающихся  в  каждой  группе  сверх установленной нормы.
  2. Подавать докладную  записку  в  учебную  часть  Учреждения  о происшествиях всякого рода, травмах и несчастных случаях.

Легкая атлетика не относится к особо травмоопасным видам спорта, но в тоже время предъявляет определенные требования к местам и условиям  проведения занятий.

Прежде всего, это основные санитарно-гигиенические требования к местам занятий легкой атлетикой.

Спортивные залы должны иметь по возможности прямое естественное освещение; искусственное освещение в залах осуществляется светильниками рассеянного или отраженного света. Освещение должно быть равномерным и обеспечивать необходимый уровень горизонтальной и вертикальной освещенности в соответствии с установленными нормами.

Особое гигиеническое значение имеет создание в залах оптимальных микроклиматических условий: температура воздуха должна поддерживаться на уровне +15 С, относительная влажность 35%-65%. Для обеспечения необходимого воздухообмена предусматривается устройство центральной приточно-вытяжной вентиляции или устанавливается децентрализованная искусственная вентиляция с максимальным проветриванием помещений через фрамуги и форточки.

Оборудование и инвентарь спортивных залов должны быть исправны и соответствовать определенным стандартам по форме, весу, качеству материалов. К ним также предъявляется ряд гигиенических требований, направленных на предупреждение спортивных травм, устранения загрязнения воздуха пылью, соответствие снарядов возрасту занимающихся. Все это создает условия для нормального учебно-тренировочного процесса.

Следует  также  учитывать  пропускную  способность  залов, манежей  для  легкой атлетике. Толпящиеся у стен занимающиеся или зрители часто бывают помехой, как в тренировке, так и фактором, способствующим появлению различного вида травм.

3.5. Объемы максимальных тренировочных нагрузок

Этапный норматив

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

до года

свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество часов в неделю

6

8

12

18

Количество тренировок в неделю

3

5

5

6

Общее количество часов в год

276

368

552

828

Общее количество тренировок в год

138

230

230

276


 

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

Требования к результатам освоения Программы

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

  • в области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;

- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние;

- основы спортивной подготовки;

- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- основы спортивного питания;

- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

- требования техники безопасности при занятиях избранным спортом.

  • в области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

  • в области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, повышение плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах игры;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение норм, требований и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.

  • в области развития творческого мышления:

- развитие изобретательности и логического мышления;

- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;

- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия в игре в период проведения тренировочных занятий (в том числе в спортивных соревнованиях).

Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки.

4.2. Методические рекомендации по организации промежуточной и итоговой аттестации

Для  оценки  уровня  освоения  Программы  проводятся  промежуточная (ежегодно,  после  каждого  этапа  (периода)  обучения)  и  итоговая  (после  освоения Программы) аттестация обучающихся. 

При  проведении  промежуточной  и  итоговой  аттестации  обучающихся учитываются  результаты  освоения  Программы  по  каждой  предметной области, согласно части 4.3. данной Программы. Все контрольные упражнения указаны для соответствующего периода подготовки и их успешная сдача дает право перейти на следующий  этап  (период)  подготовки  (исключение  составляют  требования  к спортивным  результатам:  обучающийся  переходит  на  следующий  этап  (период) подготовки  только  в  случае  выполнения  необходимого  разряда  для  данного  этапа (периода).

Ежегодно  приказом  директора МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска  утверждаются  сроки  сдачи  аттестации  по различным предметным областям (в течение месяца в конце учебного года) и члены аттестационной комиссии.

Явка  на  прохождение  аттестации  обязательна  для  всех  обучающихся.

Отсутствие  на  сдаче  какой-либо  предметной  области  без  уважительной  причины может являться поводом для отчисления обучающегося из МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

Для обучающихся не  явившихся на  аттестацию по  уважительной причине аттестация будет назначена на другое время.

В  случае  неудачной  сдачи  требований  аттестации  обучающийся  имеет право на повторную аттестацию, но не более одного раза.

На  следующий  этап  (период)  подготовки  переходят  только  обучающиеся успешно  прошедшие  промежуточную  аттестацию  по  всем  предметным  областям Программы. Те, кто не справился с промежуточной аттестацией на следующий этап (период) подготовки  не  переводятся,  для  них  возможно  повторное  прохождение данного  периода  подготовки  (но  не  более  одного  раза  на  данном  этапе);  либо данный  обучающийся  отчисляется  из  Школы  за  не  освоение  программных требований.

Для досрочного перехода на этап (период) подготовки необходимо успешно сдать  требования  промежуточной  аттестации  предшествующего  данному  этапу (периоду) периода подготовки.

По  окончании  обучения  по  данной  Программе  по  результатам  итоговой аттестации обучающемуся  (выпускнику)  выдается свидетельство,  форма  которого  устанавливается  локальным  нормативным  актом МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

КОМПЛЕКСЫ КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Теория и методика физической культуры и спорта» проводится устный экзамен по пройденным темам. Для тестирования уровня освоения Программы по предметной области «Общая и специальная физическая подготовка» используют комплексы контрольных упражнений. Используются упражнения (таблица 1), которые дают оценку развития основных физических качеств (скоростные качества, скоростно-силовые качества, выносливость, силовые качества, координация).  Состав упражнений подобран с учетом задач комплексной оценки уровня общей физической подготовленности на этапах многолетней подготовки. Для тестирования уровня освоения Программы по предметной области «Избранный вид спорта» применяются требования к спортивным результатам (таблица 2).

  • Комплексы контрольных упражнений.

КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ (ЮНОШИ)

Контрольные упражнения

(тесты)

Этапы подготовки

Начальной

Тренировочный

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Скоростные качества

Бег на 30 м с ходу, с

4,7

4,5

4,3

4,0

3,8

3,6

3,5

3,4

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места, см

150

180

210

230

250

260

270

280

Бросок набивного мяча 3 кг, м

10

12

-

-

-

-

-

-

Тройной прыжок с места, см

-

-

700

725

750

775

800

825

Бросок ядра 7,26 кг назад, м

-

-

-

-

-

-

-

13

Силовые качества

Жим штанги лежа, кг

-

-

60

70

80

90

100

105

Подъем штанги на грудь, кг

-

-

-

-

-

-

-

100

КОМПЛЕКС КОНТРОЛЬНЫХ УПРАЖНЕНИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ (ДЕВУШКИ)

Контрольные упражнения

(тесты)

Этапы подготовки

Начальной

Тренировочный

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Скоростные качества

Бег на 30 м с ходу, с

5.8

5,5

5,3

5,0

4,7

4,5

4,2

4,1

Скоростно-силовые качества

Прыжок в длину с места, см

130

150

180

200

210

220

220

230

Бросок набивного мяча 3 кг, м

8

10

-

-

-

-

-

-

Тройной прыжок с места, см

-

-

480

510

540

570

610

640

Бросок ядра 7,26 кг назад, м

-

-

-

-

-

-

-

12

Силовые качества

Жим штанги лежа, кг

-

-

15

25

35

45

55

65

Подъем штанги на грудь, кг

-

-

-

-

-

-

-

60

ТРЕБОВАНИЯ К СПОРТИВНЫМ РЕЗУЛЬТАТАМ

В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ

Наименование этапа

Период обучения

Спортивный разряд

Начальной подготовки

1 год

-

2 год

3 юн

3 год

2 юн

Тренировочный

1 год

1 юн

2 год

1 юн

3 год

III

4 год

II

5 год

II

ВСТУПИТЕЛЬНЫЕ  ИСПЫТАНИЯ

для зачисления в группу начальной подготовки 1-го года обучения (8 лет)

п/п

Вид

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10 м

9,2

10,0

10,4

9,3

10,3

10,8

2

Бег 60 м.

10,5

11,0

11,5

10,5

11,0

11,5

3

Прыжок в длину

с места

155

145

135

150

140

130

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для групп начальной подготовки 1-го года обучения (9лет)

п/п

Вид

юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м

8,6-8,8

8,9-9,8

9,9-10,2

9,1-9,3

9,5-10,3

10,4-10,8

2

Бег 60м

10,2

10,8

11,4

10,3

10,8

11,5

3

Прыжок в длину

с места

160

150

140

155

145

135

5

Бросок н/мяча из-за

головы

350

300

250

300

250

220

 

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для групп начальной подготовки 2-го года обучения (10лет)

 

п/п

Вид

юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м.

8,5-8,7

8,8-9,3

9,4-9,7

9,0-9,2

9,3-9,7

9,7-10,1

2

Бег 60м.

10,0

10,5

11,0

10,0

10,5

11,0

3

Прыжок в длину

с места

170

160

150

170

160

140

4

Тройной прыжок

530

480

430

450

400

350

5

Бросок н/мяча из-за

головы

400

350

300

350

300

250

6

Бег 300м.

1.04,0

1.08,0

1.12,0

1.06,0

1.10,0

1.15,0

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для групп начальной подготовки 3-го года обучения (11лет)

 

п/п

Вид

юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м.

8,5-8,6

8,8-9,3

9,4-9,7

8,9-9,2

9,3-9,7

9,7-10,1

2

Бег 60м.

9,8

10,2

10,8

10,5

10,8

11,3

3

Прыжок в длину

с места

180

170

155

175

165

145

4

Тройной прыжок

530

480

430

450

400

350

5

Бросок н/мяча из-за

головы

400

350

300

320-350

280-319

230-279

6

Бег 300м.

1.03,0

1.06,0

1.10,0

1.05,0

1.08,0

1.13,0

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для учебно-тренировочных групп 1-го года обучения (многоборье)

12-13 лет

п/п

Вид

юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн. Бег 3х10м

8,2-8,3

8,4-8,6

8,7-9,0

8,7-8,8

8,9-9,6

9,7-10,0

2

Бег 60м.

9,3

9,8

10,3

10,5

10,7

11,1

3

Прыжок в длину с места

190

170

150

180

160

140

4

Тройной прыжок

540-600

500-539

460-499

470-510

450-469

380-449

5

Бросок н/мяча из-за

головы

410-450

370-409

340-369

360-420

340-359

300-339

6

Бег 300м.

59,0

1.04,0

1.08,0

1.01,0

1.06,0

1.12,0

7

 Бег 600м

2.05,0

2.15,0

2.25,0

2.25,0

2.35,0

2.45,0

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для учебно-тренировочных групп 2-го года обучения

(многоборье) 13-14 лет

п/п

Вид

юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м.

7,6

8,4

8,8

8,4

9,0

9,4

2

Бег 60м.

8,7

9,3

10,0

9,9

10,5

10,8

3

Прыжок в длину с места

210

200

170

186

170

160

4

Тройной прыжок

580-620

550-579

500-549

510-530

470-509

400-469

5

Бросок н/мяча из-за

головы

500-550

430-499

380-429

420-480

380-419

340-379

6

Бег 300м

53,0

59,0

1.05,0

57,0

1.01,0

1.10,0

7

 Бег 600м

1.54,0

2.05,0

2.20,0

2.13,0

2.25,0

2.35,0

 КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для учебно-тренировочных групп  3-го года обучения

14-15 лет

п/п

вид

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м.

7,4

8,0

8,3

8,2

8,5

9,3

2

Бег 60м.

8,2

8,7

9,3

9,4

9,9

10,5

3

Прыжок в длину

с места

230-240

195-229

180-195

200

180

170

4

Тройной прыжок

700-720

650-699

600-649

520-550

480-520

470-479

5

Бросок н/мяча из-за

головы

700

600

500

450

420

360

6

Бег 100м.

13,4

14,2

15,2

15,8

17,0

18,0

7

Бег 800м

2.30,0

2.40,0

2.50,0

3.00,0

3.15,0

3.30,0

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ ИСПЫТАНИЯ

Для учебно-тренировочных групп 4-5го года обучения

 (16-18 лет)

п/п

вид

Юноши

Девушки

5

4

3

5

4

3

1

Челн.бег 3х10м.

7,2

7,9

8,2

8,2

8,4

9,2

2

Бег 60м.

7,8

8,2

8,7

8,9

9,4

9,9

3

Прыжки в длину с

места

230-240

195-229

180-195 

205

195

175

4

Тройной прыжок

700-720

650-699

600-649

530-570

480-530

470-479

5

Бросок н/мяча из-за

головы

750

650

550

480

430

380

6

Бег 100м.

12,7

13,4

14,2

14,8

15,8

17,0

7

Бег 800м

2.20,0

2.30,0

2.40,0

2.45,0

3.00,0

3.15,0

Примечание: В учебно-тренировочных группах  в зависимости от специализации учитывается одна из беговых дистанций (300м или 600м; 100м или 800м).

 

V. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Лямцев М.И. Легкая атлетика. Учебная программа для Детско-юношеских спортивных школ, специализированных Детско-юношеских школ олимпийского резерва и школ высшего спортивного мастерства, утв. Комитетом по Ф К и С , 1977г
  2. А.В.Коробов, В.Н.Городенцев Легкая атлетика. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (учебно-тренировочные группы 1,2,год обуч.), утв. Комитетом по Ф К и С , 1985г
  3. Авторский коллектив под общ. Ред. Ю.Г.Травина Легкая атлетика. Поурочная программа для ДЮСШ и СДЮШОР (подготовка спортсменов по бегу на выносливость и спортивной ходьбе) утв. Комитетом по Ф К и С , 1985г
  4. В.Г.Никитушкин Легкая атлетика.(бег на короткие дистанции) Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.(нормативная часть) Комитетом по Ф К и С , 1989г
  5. А.Д.Комарова Легкая атлетика.(многоборья) Программа для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва.(нормативная часть) Государственным комитетом СССР по физической культуре и спорту1989г
  6. Легкая атлетика: критерии отбора. В.Б.Зеличенок, В.Г.Никитушкин, В.П.Губа- М.: Терра-Спорт,2000г
  7. Подготовка легкоатлета: современный взгляд. И.А.Тер-Ованесян.- М.: Терра-Спорт,2000г
  8. Прыжок в длину: многолетняя подготовка. В.Б.Попов- М.: Олимпия Пресс,Терра-Спорт,2001г
  9. Тренировка спринтера. Е.Д.Гагуа - М.: Олимпия Пресс,Терра-Спорт,2001г
  10. Подготовка спортсменов в горных условиях. Ф.П.Суслов Е.Б.Гиппенрейтер - М.: Олимпия Пресс,Терра-Спорт,2000г
  11. Спорт и личность. А.Т.Паршиков, О.А.Мильштейн Методические рекомендации.Изд-во
  12. «Советский спорт» М.2008г
Дополнительная предпрофессиональная программа - 5.0 out of 5 based on 1 review