СПОРТ-74.ру

МБУ СШ "Металлург-спорт"

Language

ruenfrdeitptes

Задать вопрос

Обратная связь

Ваше сообщение было успешно отправлено

Звезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активнаЗвезда не активна
 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Комплексная детско-юношеская спортивная школа «Металлург-спорт» города Челябинска

Рассмотрена на заседании тренерского совета

МБУДО КДЮСШ «Металлург-

спорт» г. Челябинска

Протокол № ______ от __________ 2015 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБУДО КДЮСШ «Металлург-

спорт» г. Челябинска

__________________ Е.В.Курапов

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА

по фехтованию

 

срок реализации программы: 10 лет

возраст обучающихся: 9-18 лет

 

Разработчик:

 

Рецензенты:

г. Челябинск

2015 г.

 

СОДЕРЖАНИЕ

   I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА .................................................................................................................................................... 3

1.1. Характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения …............….……..… 4

1.2. Структура системы многолетней подготовки ………………...................................................................................................... 7

   II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ........................................................................................................................................................................ 11

2.1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям ………………………...…………….... 12

2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса .…….....…................................................................................................... 13

2.3. Навыки в других видах спорта ...……..........………................................................................................................................... 14

   III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ …………………………..……...................................................................................................... 14

3.1. Теория и методика физической культуры ..…….......……......................................................................................................... 15

3.2. Общая и специальная физическая подготовка ...…………….................................................................................................... 17

3.3. Избранный вид спорта …..…………………….....….................................................................................................................. 18

3.3.1. Техническая подготовка …………….…………..…................................................................................................................. 18

3.3.2. Тактическая подготовка ....…………………….…................................................................................................................... 20

3.3.3. Соревновательная деятельность …………………………..…................................................................................................ 21

3.4. Развитие творческого мышления ………………………………................................................................................................ 23

3.5. Техника безопасности …………………………………………….............................................................................................. 23

3.6. Объемы максимальных тренировочных нагрузок ……………................................................................................................. 25

   IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ …...…............................................................................................ 25

4.1. Требования к результатам освоения Программы …………….................................................................................................. 25

4.2. Методические указания по организации промежуточной и итоговой аттестации ………………………........………...…. 27

4.3. Комплексы контрольных упражнений ……………..…............................................................................................................. 29

   V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ....…................................................................................................ 37

 

 I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре, условиям реализации дополнительных предпрофессиональных программ в области физической культуры и спорта и к срокам обучения по этим программам (Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 12.09.2013 № 730), учитывает требования Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта фехтование  (Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 14.02.2013 № 50).

Настоящая программа является основным документом, определяющим цели и содержание учебного процесса по фехтованию в МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

Основными задачами реализации Программы являются:

  1. Формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании.
  2. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся.
  3. Формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации.
  4. Выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

Программа направлена на:

  1. Отбор одаренных детей.
  2. Создание условий для физического образования, воспитания и развития детей.
  3. Формирования знаний, умений, навыков в области физической культуры и спорта, в том числе и в фехтовании.
  4. Подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные организации, реализующие профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта.
  5. Организацию досуга и формирование потребности в поддержании здорового образа жизни.
    • Характеристика вида спорта, его отличительные особенности и специфика организации обучения.

Фехтование — это вид спорта, в основе которого лежит едино­борство на одном из видов спортивного холодного оружия. Занятия фехтованием развива­ют быстроту, ловкость, вынос­ливость, силу, самообладание, способность к молниеносным решениям и действиям в сложных ситуациях боя.

Фехтование принято считать спортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эстетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.
Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона. Используется три вида оружия — рапира, сабляшпага. Фехтовальное оружие состоит из клинка и гарды (щит на рукоятке, защищающий руку спортсмена). На острие оружия надевается железный наконечник с кнопкой, который с помощью провода, проходящего под курткой спортсмена, крепится к прибору, фиксирующему уколы, к гарде прикрепляется разъем-двойник (рапира) или тройник (шпага) для шнура. Сабля наконечника не имеет.

Рапира представляет собой колющее оружие (удары можно наносить только острием клинка) с гибким клинком четырёхгранного сечения длиной от 90 до 110 см и массой 500 г, кисть руки защищена круглой гардой диаметром 12 см. Общая длина рапиры не должна превышать 110 см.

Шпага более тяжёлое колющее оружие, похожа по конструкции на рапиру и чуть больше по длине, массой до 770 г. Клинок её трёхгранного сечения, более жесткий, чем у рапиры. Кисть руки защищена круглой гардой диаметром 13,5 см.

Сабля — рубяще-колющее оружие (можно наносить не только уколы острием, но и удары клинком, при этом удары гардой запрещены.) трапециевидного сечения длиной до 105 см, массой 500 г, стальной гибкий клинок с гардой овальной формы со скобой, защищающей кисть и пальцы спортсмена.

Фехтование имеет значение хорошего гимнастического упражнения, которое, развивая физически, вырабатывает смелость, решимость, находчивость и презрение к физической боли; вместе с тем оно приучает к умелому обращению с холодным оружием; поэтому фехтование входит в обучение войск. В основу обучения кладется правильное положение корпуса (стойка) и уменье держать оружие.

Фехтование уникально тем, что оно не только тренирует все группы мышц, оказывает благотворное, тонизирующее действие на организм, но также развивает интеллект, координацию, выносливость, ловкость и быстроту. Это динамичный и эмоционально насыщенный вид спорта, благодаря которому у спортсмена вырабатывается смелость, и повышается самооценка. Маленькие спортсмены, регулярно занимающиеся фехтованием, становятся гораздо увереннее в себе. И это вполне закономерно, ведь фехтование – бесконтактное единоборство. Для того чтобы выиграть, спортсмен должен подготовиться не только физически, отлично овладеть техникой, но и психологически настроиться на победу и научиться быстро принимать решения в скоротечном бою. При этом фехтовальщик вполне может допускать промахи без серьезных последствий в отличие от других видов единоборств, где за малейшую ошибку можно получить травму. Это и придает ребенку бодрости и силу духа. В фехтовальном поединке вырабатываются такие качества, как умение контролировать эмоции, быстро и беспристрастно принимать решения и незамедлительно действовать, умение точно рассчитать оптимальную глубину дистанции при атаке и защите: слишком близкое приближение к противнику затрудняет оборону, а чрезмерное расстояние – лишает возможности нанести быстрый удар. Для спортсмена очень важно уметь трезво оценивать ситуацию и не бояться идти на риск. Во время занятия фехтованием задействованы все группы мышц, как мелкие, так и крупные: и спина, и бицепс с трицепсом, и грудные мышцы. Но основная нагрузка идёт на ноги, которые постоянно находятся в движении.

Сегодня фехтование является достаточно распространенным видом спорта во всем мире. В некоторых странах оно развивается в большей мере, но и в остальных не остается без внимания. Так, ежегодно проводятся мировые чемпионаты, турниры и соревнования в данном виде спорта. 

История фехтования уходит вглубь веков. Родиной фехтования считается Испания, именно там зародилось фехтование, как искусство владения шпагой и рапирой. Фехтование – один из четырех видов спорта, входивших в программу всех без исключения Олимпиад. Фехтовальщики состязались уже на самых первых Олимпийских играх современности (1896). Борьба шла на рапирах и саблях только среди мужчинн. В 1924г. Впервые в олимпийских соревнованиях по фехтованию, приняли участие женщины (рапира). В России интерес к «шпажному искусству» возник в начале XVII века. 30 ноября 1924 года принято считать днем основания советского спортивного фехтования. С 1928 года в рамках I Всесоюзной спартакиады состоялся первый чемпионат СССР, в котором приняли участие 110 спортсменов из 13 республик, городов и районов.

Всесоюзная секция фехтования СССР вошла в состав Международной Федерации Фехтования в 1952 году, вследствие чего наши мастера получили возможность выступать на всех международных соревнованиях, проводимых под эгидой этой организации.

При составлении Программы был проведен анализ отечественных и зарубежных систем многолетней подготовки спортсменов, результат научных исследований по юношескому спорту, возрастной спортивной физиологии, гигиены и психологии, а также учитывались спортивные достижения и личный опыт тренеров-преподавателей МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

По  данным крупнейших маркетинговых агентств мира фехтование является одним из наиболее популярных видов спорта на планете.

  • Структура системы многолетней подготовки

Многолетняя подготовка фехтовальщика - длительный процесс, во время которого происходит становление спортсмена от новичка до мастера спорта, входящего в число сильнейших фехтовальщиков мира.

Организация занятий по Программе осуществляется по следующим этапам (периодам) подготовки:

- этап начальной подготовки – до 3 лет;

- тренировочный этап (период базовой подготовки) – до 2 лет;

- тренировочный этап (период спортивной специализации) – до 3 лет;

- этап совершенствования спортивного мастерства – до 2 лет.

Этап начальной подготовки. Продолжительность этапа – 2-3 года.

В группу начальной подготовки зачисляются учащиеся, прошедшие тестирование физической подготовленности и  психических свойств личности с выполнением установленных нормативов.

Цель, задачи и преимущественная направленность:

  • формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;
  • формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;
  • формирование у детей устойчивого интереса к занятиям фехтованием;
  • улучшение всесторонней физической подготовленности и укрепление здоровья занимающихся;
  • воспитание специальных физических качеств для успешного овладения техническими действиями;
  • обучение основным техническим действиям и тактическим комбинациям;
  • формирование свойств личности и структуры мотивов, необходимых для достижения высоких результатов в фехтовании;
  • обучение ведению соревновательной борьбы в тренировочных матчах и турнирах.

Этап начальной подготовки является важным этапом отбора спортивно одаренных детей для их последующей многолетней подготовки в спортивной школе.

Тренировочный этап. Тренировочные группы формируются на конкурсной основе из числа здоровых учащихся, проявивших способности к фехтованию, прошедших необходимую подготовку не менее одного года, выполнивших приемные нормативы по общей физической и специальной подготовке.  Продолжительность этапа – 5 лет.

Основными задачами подготовки на данном этапе являются:

  • повышение уровня   общей   и   специальной физической, технической,  тактической и психологической подготовки;
  • приобретение опыта и достижение стабильности выступления на официальных спортивных соревнованиях по виду спорта фехтование;
  • определение индивидуального стиля ведения боя;
  • приобретение соревновательного опыта;
  • формирование спортивной мотивации;
  • укрепление здоровья спортсменов.

Этап спортивного совершенствования. Группы формируются из спортсменов, успешно прошедших этап подготовки в тренировочных группах. Продолжительность этапа – 2 года. Перевод по годам обучения на этом этапе осуществляется при условии положительной динамики прироста спортивных показателей. На данном этапе подготовка спортсменов идет на основании индивидуальных планов.

Особое внимание на этом этапе подготовки следует уделять уровню физического развития и функционального состояния занимающихся. Кроме того, важно строго контролировать выполнение спортсменом тренировочных и соревновательных нагрузок, предусмотренных индивидуальным планом подготовки, обращая внимание на динамику  спортивно-технических показателей и результаты выступлений в соревнованиях.

Основными задачами подготовки на данном этапе являются:

  • повышение функциональных возможностей организма спортсменов;
  • совершенствование общих и специальных физических качеств,    технической,    тактической   и психологической подготовки;
  • стабильность демонстрации высоких спортивных результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях;
  • дальнейшее совершенствование своего стиля ведения боя;
  • поддержание высокого   уровня   спортивной  мотивации;
  • сохранение здоровья спортсменов.

На этап совершенствования спортивного мастерства прием на обучение не проводится. На данном этапе продолжают обучение дети, зачисленные в организацию и прошедшие обучение на тренировочном этапе (спортивной специализации).

Срок обучения по Программе – 10 лет. Для детей, планирующих поступление в образовательные организации профессионального образования, реализующих основные профессиональные образовательные программы в области физической культуры и спорта, срок освоения Программы может быть увеличен на 1 год.

Образовательная организация имеет право реализовывать Программу в сокращенные сроки.

Программа обеспечивает последовательность и непрерывность процесса становления спортивного мастерства юных спортсменов, преемственность в решении задач укрепления здоровья, гармоничного развития всех органов и систем организма, воспитания стойкого интереса к занятиям спортом, трудолюбия, обеспечение всесторонней общей и специальной подготовки занимающихся, овладение техникой и тактикой избранного вида спорта, развития физических качеств, создания предпосылок для достижения высокого спортивного мастерства. Важной составляющей частью Программы является система восстановительно-профилактических мероприятий, прохождение инструкторской и судейской практики, организация воспитательной работы.

В программе раскрываются основные аспекты содержания тренировочной и воспитательной работы, приводятся примерные планы распределения учебного материала по группам и разделам подготовки, базовый учебный материал, система конт­рольных нормативов и требования для перевода занимающихся в группы более высокой спортивной квалификации.

Программа предусматривает создание условий для развития волевых качеств, способности к сопереживанию, эмоциональной стабильности, двигательной памяти, стрессоустойчивости.

Минимальный возраст детей для зачисления в группы для занятий фехтование составляет 9 лет.

Учебные  группы  в  отделении  фехтования комплектуются  в  соответствии  с  нормативно-правовыми  требованиями,   учётом  возраста  и  спортивной  подготовленности  занимающихся (таблица 1).  

Таблица 1 

Режим  тренировочной работы

Этап подготовки

Год обучения

Возраст, лет

Min наполняемость группы  

(чел)

Max наполняемость группы

(чел)

Max

кол-во часов в неделю (ак)

Начальная подготовка

I год

9-10

16

25

6

II год

10-11

14

20

8

III год

11-12

14

20

9

Тренировочный (период базовой подготовки)

I год

11-13

12

14

12

II год

11-13

12

14

14

Тренировочный (период спортивной специализации)

III год

13-14

10

12

16

IV год

14-15

10

12

18

V год

15-16

10

12

20

Совершенствования спортивного мастерства

I год

16-17

8

10

24

II год

17-18

6

10

24

Продолжительность одного занятия не должна превышать:

- в группах начальной подготовки первого года обучения 2-х часов;

- в группах начальной подготовки свыше года и в тренировочных группах 3-х часов;

- в группах, где нагрузка составляет 20 и более часов в неделю, - 4-х часов, при двухразовых тренировках в день - 3-х часов.

II. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска организует работу по Программе в течение всего календарного года. В каникулярное время могут открываться в установленном порядке спортивные или спортивно-оздоровительные лагеря с круглосуточным или с дневным пребыванием, проводиться учебно-тренировочные сборы. В таких условиях объемы недельной нагрузки могут быть увеличены. Это увеличение не должно превышать 50% от базовых недельных величин учебного плана. В соответствии с финансовыми возможностями спортивной школы и по согласованию с учредителем рекомендуется направлять в спортивные лагеря лучших спортсменов, выполнивших контрольно-переводные нормативы. Спортсмены проводят в летнем спортивно-оздоровительном лагере 6 недель, либо самостоятельно по заданиям тренера поддерживают свою спортивную форму (переходный период или активный отдых).

2.1. Продолжительность и объемы реализации Программы по предметным областям

Годовой объем работы по годам обучения определяется из расчета недельного режима работы для данной группы на 52 недели. На этапах совершенствования спортивного мастерства планирование годичного цикла подготовки определяется календарем соревнований, поэтому продолжительность сезона подготовки устанавливается администрацией индивидуально.

№ п/п

Разделы подготовки

Этапы подготовки

НП

ТГ

СС

1 год

2 год

3 год

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

весь период

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1.

Общая физическая подготовка

60

68

70

80

100

100

90

100

120

2.

Специальная физическая подготовка

40

30

34

60

80

100

70

80

70

3.

Технико-тактическая подготовка

162

249

280

320

360

410

494

558

854

4.

Теоретическая подготовка

14

14

14

18

18

18

20

20

24

5.

Контрольно-переводные испытания

4

4

4

6

6

6

6

6

8

6.

Контрольные соревнования

32

51

70

86

110

144

150

170

220

7.

Инструкторская и судейская практика

-

-

-

2

2

2

2

2

4

8.

Восстановительные мероприятия

-

-

-

52

52

52

104

104

156

9.

Медицинское обследование

Не менее 2 раза в год

10.

Общее количество часов

312

416

468

624

728

832

936

1040

1248

2.2. Соотношение объемов тренировочного процесса

В процессе реализации Программ предусмотрены следующие соотношения объемов обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:

- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);

- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;

- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 20% до 25% от общего объема учебного плана;

- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;

- другие виды спорта и подвижные игры в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного плана;

- технико-тактическая и психологическая подготовка в объеме от 10% до 15% от общего объема учебного плана;

- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема учебного плана;

- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных, проводимых на территории Российской Федерации;

- организация совместных мероприятий с другими образовательными и физкультурно-спортивными организациями;

2.3. Навыки в других видах спорта

Для  подготовки  обучающихся,  используя  навыки  в  других  видах  спорта  развиваются  следующие виды качеств: 

- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с требованиями вида спорта;

- умение  развивать специфические физические качества в избранном виде спорта, дисциплине вида спорта средствами других видов спорта;

- скоростные качества (быстрота реакции, частота шагов, быстрота начала

движения и быстрота набора скорости);

- координационные способности;

- гибкость;

- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном выполнении упражнений;

- навыки сохранения собственной физической формы.

В  фехтовании  целесообразно  использовать  подвижные  игры  с выраженными  силовыми  напряжениями  динамического  характера.  Также  используются навыки баскетбола, волейбола, шашек, шахмат.

III. МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Методическая часть Программы включает учебный материал по основным предметным  областям,  его  распределение  по  годам  обучения  и  в  годовом  цикле; рекомендуемые  объемы  тренировочных  и  соревновательных  нагрузок  и планирование  спортивных  результатов  по  годам  обучения;  а  также  содержит

практические  материалы  и  методические  рекомендации  по  проведению тренировочных занятий.

3.1. Теория и методика физической культуры и спорта

Теоретическая подготовка является неотъемлемым компонентом в общей системе подготовки высококвалифицированных спортсменов и играет важную роль в повышении спортивного мастерства. Теоретическая подготовка проводится в форме бесед, лекций, непосредственно на тренировке в процессе проведения занятий. Она органически связана с физической, технико-тактической, моральной и волевой подготовками как элемент теоретических знаний. Теоретические знания должны иметь определенную целевую направленность: вырабатывать у занимающихся умение использовать полученные знания на практике в условиях тренировочных занятий.

Тематический план на этапе начальной подготовки

  1. История развития фехтования за рубежом и в нашей стране, успехи российских спортсменов в соревнованиях.
  2. Значение занятий фехтованием для развития детей.
  3. Краткие сведения о значении занятий физкультурой и спортом для развития и здоровья человека.
  4. Гигиена, режим дня, закаливание детей, врачебный контроль самоконтроль спортсмена.
  5. Организация занятий физическими упражнениями, техника безопасности, инвентарь, спортивная одежда спортсмена.
  6. Самостоятельные занятия дома и их значение.
  7. Краткие сведения о технике фехтования.
  8. Основы здорового образа жизни.
  9. Основы спортивного питания.

Тематический план на тренировочном этапе

(период базовой подготовки)

  1. Значение занятий физкультурой и спортом для здоровья и всестороннего развития человека.
  2. Развитие фехтования в мире, результаты выступлений российских спортсменов на международных соревнованиях.
  3. Гигиена и режим для спортсмена, питание, закаливание, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
  4. Организация мест занятий и соревнований, техника безопасности, профилактика травматизма, требования к спортивному инвентарю и оборудованию.
  5. Техника и тактика игры, методы их тренировки.
  6. Краткие правила соревнований и их проведение.
  7. Нормы, требования и условия выполнения и присвоения спортивных разрядов.
  8. Федеральные государственные стандарты по виду спорта фехтование.

Тематический план на тренировочном этапе

(период спортивной специализации)

  1. Значение систематических занятий физическими упражнениями для здоровья и всестороннего развития человека, поддержание спортивной формы на высоком уровне
  2. Итоги выступлений российских спортсменов на крупнейших международных соревнованиях
  3. Роль гигиены, режимы дня спортсмена, врачебного контроля и самоконтроля спортсмена для роста спортивных результатов
  4. Значение технического совершенствования для роста спортивных результатов
  5. Теоретические основы техники ведения боя и тактических действий спортсменов
  6. Правила соревнований, их организация и проведение
  7. Нормы, требования и условия выполнения и присвоения спортивных разрядов.
  8. Федеральные государственные стандарты по виду спорта фехтования.
  9. Общероссийские антидопинговые правила. Ответственность за нарушение.

Тематический план на этапе совершенствования спортивного мастерства

  1. Итоги выступлений российских спортсменов на международных соревнованиях.
  2. Гигиена и режим для спортсмена, питание, закаливание, врачебный контроль и самоконтроль спортсмена.
  3. Организация и проведение занятий и соревнований. Ремонт спортивного инвентаря и оборудования.
  4. Теоретические основы техники ведения боя стратегия и тактика действий спортсмена.
  5. Правила соревнований, их организация и проведение
  6. Физиологические особенности спортсмена.
  7. Антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями.
  8. Предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и ответственность за такое противоправное влияние.

3.2. Общая и специальная физическая подготовка

Общая  физическая  подготовка  (ОФП)  является  необходимым  звеном спортивной  тренировки.  Она  решает  следующие  задачи:  укрепление  здоровья  и гармоническое физическое развитие обучающегося; развитие и совершенствование силы,  гибкости,  быстроты,  выносливости, координации  и  ловкости;  расширение  круга двигательных  навыков  и  повышение  функциональных  возможностей  организма; использование  физических  упражнений  с  целью  активного  отдыха  и профилактического лечения.

Специальная  физическая  подготовка  —  процесс  развития  двигательных  способностей  и  комплексных  качеств,  отвечающих  специфическим  требованиям соревновательной  деятельности  в  избранном  виде  спорта.  СФП  включает воздействия  на  те  мышечные  группы,  системы  организма  и  механизмы энергообеспечения,  которые  определяют  успех.  Основными средствами  СФП являются  соревновательные  и  различные  специальные  и  специально-подготовительные упражнения. Ведущим методическим принципом при проведении СФП  является  принцип  динамического  соответствия,  который  включает следующие требования:

-  соответствие  траектории  рабочих  и  подготовительных  движений

основному соревновательному движению;

- соответствие рабочих усилий, темпа (частоты движений) и ритма;

- соответствие временного интервала работы.

Одно  из  основных  условий  достижения  высоких  результатов  –  единство общей и специальной физической подготовки спортсмена, а также их рациональное соотношение.  Принцип  неразрывности  ОФП  и  СФП:  ни  одну  из  них  нельзя исключить  из  содержания  тренировки  без  ущерба  для  достижения  высокого спортивного результата.

Взаимообусловленность  содержания  ОФП  и  СФП:  содержание  СФП зависит  от  тех  предпосылок,  которые  создаются  ОФП,  а  содержание  последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.

Существует необходимость соблюдения оптимального соотношения СФП и ОФП  на  любом  этапе  спортивной  подготовки. Понятно,  что  на  начальных  этапах преобладает ОФП, а в дальнейшем СФП. Тем не менее, считается, что общий объем ОФП  на  протяжении  многих  лет  спортивных  тренировок  должен  приближаться  к 40–50 %. 

3.3. Избранный вид спорта

3.3.1.Техническая подготовка

Техническая  подготовка  направлена  на  обучение  спортсмена  технике движений и доведение их до совершенства.

Спортивная  техника  –  это  способ  выполнения  спортивного  действия, который характеризуется определенной степенью эффективности и рациональности использования спортсменом своих психофизических возможностей.

Роль  спортивной  техники  в  различных  видах  спорта  неодинакова,  она  позволяет  развить  наиболее  мощные  и  быстрые  усилия  в  ведущих  фазах соревновательного  упражнения,  экономить  расхода  энергетических  ресурсов  в  организме спортсмена, обеспечить спортсмену красоту, выразительность и точность движений,  обеспечить  высокую  результативность,  стабильность  и  вариативность действий  спортсмена  в  постоянно  изменяющихся  условиях  соревновательной борьбы. 

Техническая  подготовленность  спортсмена  характеризуется  тем,  что  он  умеет выполнять и как владеет техникой освоенных действий. 

В  процессе  технической  подготовки  используется  комплекс  средств  и  методов  спортивной  тренировки.  Условно  их  можно  подразделить  на  две  группы: средства и методы словесного, наглядного и сенсорно-коррекционного воздействия.

К ним относятся:

- беседы, объяснения, рассказ, описание и др.;

- показ техники изучаемого движения;

- демонстрация плакатов, схем, кинограмм, видеомагнитофонных записей;

- использование предметных и других ориентиров;

- звуко- и светолидирование;

-  различные  тренажеры,  регистрирующие  устройства,  приборы  срочной информации.

Средства  и  методы,  в  основе  которых  лежит  выполнение  спортсменом каких-либо физических упражнений. В этом случае применяются:

-  общеподготовительные  упражнения.  Они  позволяют  овладеть  разнообразными  умениями  и  навыками,  являющимися  фундаментом  для  роста технического мастерства в избранном виде спорта;

-  специально-подготовительные  и  соревновательные  упражнения.  Они направлены на овладение техникой своего вида спорта;

-  методы  целостного  и  расчлененного  упражнения.  Они  направлены  на овладение,  исправление,  закрепление  и  совершенствование  техники  целостного двигательного действия или отдельных его частей, фаз, элементов;

-  равномерный,  переменный,  повторный,  интервальный,  игровой соревновательный  и  другие  методы,  способствующие  главным  образом совершенствованию и стабилизации техники движений.  Применение  данных  средств  и  методов  зависит  от  особенностей  техники избранного вида спорта, возраста и квалификации спортсмена, этапов технической подготовки в годичном и многолетних циклах тренировки.

3.3.2. Тактическая подготовка

Целенаправленные  способы  использования  технических  приемов  в соревновательной  деятельности  для  решения  соревновательных  задач  с  учетом правил  соревнований,  положительных  и  отрицательных  характеристик  подготовленности, а также условий среды – называют спортивной тактикой.

Каждый  вид  спорта  накладывает  определенный  отпечаток  на  тактику  ведения соревновательной борьбы, поэтому трактовка и определения этого понятия в различных видах спорта могут в определенной мере отличаться друг от друга. Так например,  в  фехтовании  тактику  определяют  как  овладение способами подготовки и применения определенного состава действий, реализацию тактических намерений в конкретных ситуациях боев.

В  целом,  смысл  тактики  состоит  в  том,  чтобы  так  использовать  приемы соревновательной  деятельности,  чтобы  они  позволили  спортсмену  с  наибольшей эффективностью  реализовать  свои  возможности  (физические,  технические, психические) с наименьшими издержками преодолеть сопротивление соперника. В основе  спортивной  тактики  должно  лежать  соответствие  тактического  плана  и поведения  спортсмена  во  время  состязания  уровню  развития  его  физических  и психических  качеств,  технической  подготовленности  и  теоретических  знаний.

Помимо  выбора  способов,  технических  приемов  и  действий,  она  включает рациональное  распределение  сил  в  процессе  выполнения  соревновательных упражнений;  применение  приемов психологического  воздействия  на противника и маскировки намерений.

Тактика может относиться к соревновательным, стартовым (бой, поединок, схватка,  старт  и  др.)  и  ситуационным  целям.  Особенностью  тактики  является  ее индивидуальный, групповой или командный характер, определяемый видом спорта, спортивной дисциплиной и особенностями соревнований.

3.3.3. Соревновательная деятельность

Система соревнований является важнейшей частью подготовки спортсменов. Параметры соревновательной деятельности, отражены в таблице и являются обязательными в системе планирования и контроля предпрофессиональной подготовки.

Планируемые показатели соревновательной деятельности по виду спорта фехтование

Виды
нагрузки

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап

Этап совершенство-вания спортивного мастерства

 

 

 

До
 года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество соревнований

2

4

12

11

12

Количество дней соревнований

2

4

12

14

16

Количество тренировочных боев

170-230

440-560

1650-1850

2150-2350

2700-3000

Количество  боев в соревнованиях

24-30

32-40

150-160

210-230

280-320

Для начинающих фехтовальщиков основными могут быть первенство МБУ ДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска по фехтованию, города и т.п. Именно в соответствии со сроками основных турниров надлежащим образом строится тренировка, изменяются ее объем, интенсивность, содержание и календарный план выступлений спортсмена. Для участия в основных соревнованиях лицо, проходящее предпрофессиональную подготовку должно принять участие в отборочном турнире, сначала проявив свои соревновательные возможности и готовность к выступлению на основных стартах, приняв участие в контрольных соревнованиях.

 Однако количество официальных стартов недостаточно для качественной подготовки спортсменов на всех этапах многолетней подготовки. Необходимо организовывать дополнительные соревнования и контрольные испытания, матчевые встречи и т.п. Важным является организация соревнований в летний период (в конце сезона, июль или начало августа), в программу которых можно включать контрольные нормативы по ОФП и СФП.

Требования к участию в спортивных соревнованиях учащихся МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска:

  • соответствие возраста участника с учетом пола и статуса спортивного соревнования;
  • уровень спортивной квалификации в соответствии с Единой всероссийской спортивной классификацией, положением (регламентом) и правилами соревнований;
  • выполнения плана спортивной подготовки;
  • прохождения предварительного соревновательного отбора;
  • медицинское заключение о допуске к участию в соревнованиях;
  • соблюдение антидопинговых правил.

Обязательным документом для направления спортсменов на соревнования является положение  (регламент) о проведении спортивных соревнований.

3.4. Развитие творческого мышления

Занятия фехтованием развивают:

-  быстроту движений  и реакцию,  чтобы  опережать  движения противника  как в нападении,  так  и  в обороне;- ловкость, чтобы в  неповторимых ситуациях боя при быстрой смене положений и  движений  сохранять точность движения  и меткость ударов;-  выносливость,  чтобы  в затянувшемся  бою или к концу соревнований  сохранить  активность,  быстроту,  ловкость, а также  свежестьвнимания  и остроту  мысли;-  силу, которая необходима ему для резких бросков своего тела вперед, назад, в стороны и для мгновенного преодоления инерции оружия; - находчивость, основанная на быстроте ориентировки, нужна  фехтовальщикудля того, чтобы  в неожиданно острых ситуациях боя он мог действовать раньшепротивника, и притом наиболее целесообразно, понимать психологию противника, предугадывая его  намерения и  действия, чтобы  самому вести  бой  как можно безошибочнее.Без  этих хорошо развитых качеств  и умений спортсмен никогда не достигнет высокого мастерства.

3.5. Техника безопасности

Во  избежание  травматизма  при  проведении  занятий  особое  внимание уделяется  подготовке  места  проведения  занятий  и  организма  обучаемых  к выполнению  технических  действий,  требующих  высокой  координации  их  исполнения, и дисциплине в группе занимающихся.

Вся  ответственность  за  безопасность  занимающихся  в  залах возлагается на тренеров-преподавателей, непосредственно проводящих занятия с группой.

Допуск  к  занятиям  осуществляется  только  в присутствии тренера-преподавателя.  На  первом  занятии  необходимо ознакомить  учащихся  Учреждения  с  правилами  безопасности  при  проведении занятий данным видом спорта под роспись.

Тренер-преподаватель обязан:

  1. Производить построение и перекличку учебных групп перед занятиями с последующей регистрацией в журнале. Опоздавшие к занятиям не допускаются. 2. Не допускать  увеличения  числа  занимающихся  в  каждой  группе  сверх установленной нормы.
  2. Подавать докладную  записку  в  учебную  часть  Учреждения  о происшествиях всякого рода, травмах и несчастных случаях.

Фехтование относится видам спорта, для которых предъявляет определенные требования к местам и условиям  проведения занятий.

Прежде всего, это основные санитарно-гигиенические требования к местам

занятий фехтованием.

Зал для занятий должен быть, прежде всего, светлым, так как идет большая нагрузка  на  зрительный  анализатор.  По  условиям  санитарно-гигиенических  норм освещенность должна быть 400-600 люкс на 1м2.

          Запрещается брать спортивное оружие без разрешения тренера. Запрещается вести поединок с человеком, незащищенным фехтовальной маской, нагрудником (жилетом), специальными штанами, перчаткой. А так же направлять на человека, находящегося вне фехтовальной дорожки неэкипированного надлежащим образом.

Запрещается переходить фехтовальную дорожку во время происходящего на ней поединка.

Запрещается использовать нестандартного (самостоятельного, сломанного и др.) оружия и инвентаря без специального разрешения тренера.

В помещении, где проводятся занятия по фехтованию, обязательно должна быть аптечка первой помощи. При получении травмы кем-либо из детей, независимо от серьезности, тренер обязан прекратить занятие и оказать пострадавшему необходимую медицинскую помощь.

Спортивное оружие тренер вытаскивает из оружейной комнаты непосредственно перед началом занятий. Запрещается выносить оружие из помещения, где идет «фехтование», без особо разрешения тренера.

Если во время поединка с бойца слетела маска, то бой должен быть немедленно остановлен.

Запрещается допускать к боям детей, не ознакомленных с фехтовальными правилами и не сдавшие зачет по правилам ведения боя и судейства.

Следует  также  учитывать  пропускную  способность  залов  для  фехтования. Толпящиеся у стен занимающиеся или зрители часто бывают помехой, как в бою, так и фактором, способствующим появлению различного вида травм.

3.6. Объемы максимальных тренировочных нагрузок

Этапный норматив

Этапы и годы спортивной подготовки

Этап начальной подготовки

Тренировочный этап (этап спортивной специализации)

Этап совершенствования спортивного мастерства

до года

свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Количество часов в неделю

6

8

12

16

24

Количество тренировок в неделю

3

5

5

6

7 - 8

Общее количество часов в год

312

416

624

832

1248

Общее количество тренировок в год

156

260

260

312

416

IV. СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ЗАЧЕТНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

    Требования к результатам освоения Программы

Результатом освоения Программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

  • в области теории и методики физической культуры и спорта:

- история развития избранного вида спорта;

- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;

- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила избранных видов спорта, нормы, требования и условия их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за такое противоправное влияние;

- основы спортивной подготовки;

- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;

- гигиенические знания, умения и навыки;

- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;

- основы спортивного питания;

- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;

- требования техники безопасности при занятиях избранным спортом.

  • в области общей и специальной физической подготовки:

- освоение комплексов физических упражнений;

- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации, выносливости) и психологических качеств, в том числе, базирующихся на них способностях, а также их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий избранным видом спорта;

- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому развитию.

  • в области избранного вида спорта:

- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта, повышение плотности технико-тактических действий в обусловленных интервалах боев;

- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных соревнованиях;

- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;

- выполнение норм, требований и условий их выполнения для присвоения спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.

  • в области развития творческого мышления:

- развитие изобретательности и логического мышления;

- развитие умения сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения поставленной задачи;

- развитие умения концентрировать внимание, находиться в готовности совершать двигательные действия в бою в период проведения тренировочных занятий (в том числе в спортивных соревнованиях).

Требования к результатам освоения Программы, выполнение которых дает основание для перевода обучающегося в дальнейшем на программу спортивной подготовки.

4.2. Методические рекомендации по организации промежуточной и итоговой аттестации

Для  оценки  уровня  освоения  Программы  проводятся  промежуточная (ежегодно,  после  каждого  этапа  (периода)  обучения)  и  итоговая  (после  освоения Программы) аттестация обучающихся. 

При  проведении  промежуточной  и  итоговой  аттестации  обучающихся учитываются  результаты  освоения  Программы  по  каждой  предметной области, согласно части 4.3. данной Программы. Все контрольные упражнения указаны для соответствующего периода подготовки и их успешная сдача дает право перейти на следующий  этап  (период)  подготовки  (исключение  составляют  требования  к спортивным  результатам:  обучающийся  переходит  на  следующий  этап  (период) подготовки  только  в  случае  выполнения  необходимого  разряда  для  данного  этапа (периода).

Ежегодно  приказом  директора МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт»

г. Челябинска  утверждаются  сроки  сдачи  аттестации  по различным предметным областям (в течение месяца в конце учебного года) и члены аттестационной комиссии.

Явка  на  прохождение  аттестации  обязательна  для  всех  обучающихся.

Отсутствие  на  сдаче  какой-либо  предметной  области  без  уважительной  причины может являться поводом для отчисления обучающегося из МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

Для обучающихся не  явившихся на  аттестацию по  уважительной причине аттестация будет назначена на другое время.

В  случае  неудачной  сдачи  требований  аттестации  обучающийся  имеет право на повторную аттестацию, но не более одного раза.

На  следующий  этап  (период)  подготовки  переходят  только  обучающиеся успешно  прошедшие  промежуточную  аттестацию  по  всем  предметным  областям Программы. Те, кто не справился с промежуточной аттестацией на следующий этап (период) подготовки  не  переводятся,  для  них  возможно  повторное  прохождение данного  периода  подготовки  (но  не  более  одного  раза  на  данном  этапе);  либо данный  обучающийся  отчисляется  из  школы  за  не  освоение  программных требований.

Для досрочного перехода на этап (период) подготовки необходимо успешно сдать  требования  промежуточной  аттестации  предшествующего  данному  этапу (периоду) периода подготовки.

По  окончании  обучения  по  данной  Программе  по  результатам  итоговой аттестации обучающемуся  (выпускнику)  выдается свидетельство,  форма  которого  устанавливается  локальным  нормативным  актом МБУДО КДЮСШ «Металлург-спорт» г. Челябинска.

  • Комплексы упражнений

Для оценки уровня освоения Программы по предметной области «Теория и методика  физической  культуры  и  спорта»  проводится  устный  экзамен  по пройденным темам.

Для  тестирования  уровня  освоения  Программы  по  предметной  области  «Общая  и  специальная  физическая  подготовка»  используют  комплексы  контрольных  упражнений.  Используются  упражнения,  которые дают  оценку  развития  основных  физических  качеств.  Состав  упражнений  подобран  с  учетом  задач комплексной  оценки  уровня  общей  физической  подготовленности  на  этапах многолетней подготовки.

Для  тестирования  уровня  освоения  Программы  по  предметной  области  «Избранный  вид  спорта»  применяются технико-тактические упражнения.

Контрольно-переводные нормативы по ОФП (девушки)

Контрольные

упражнения

Балл

Возрастные особенности

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Прыжок

в длину с

места (см)

5

1,80

1,85

1,87

1,90

1,95

1,97

2,00

2,05

2,10

2,15

2,20

4

1,70

1,75

1,77

1,80

1,83

1,85

1,95

2,00

2,00

2,05

2,10

3

1,60

1,65

1,65

1,70

1,73

1,75

1,90

1,95

1,95

2,00

2,00

2

1,50

1,55

1,57

1,60

1,63

1,65

1,85

1,90

1,85

1,95

1,95

1

1,40

1,45

1,47

1,50

1,55

1,60

1,65

1,70

1,75

1,80

1,85

Поднимание

туловища

из

положения

лежа на

спине за 30 сек (кол-во раз)

5

25

26

27

28

29

32

33

34

35

36

37

4

22

23

24

25

26

29

30

31

32

33

34

3

19

20

21

22

23

26

27

28

29

30

31

2

16

17

18

19

20

23

24

25

26

27

28

1

13

14

15

16

17

20

21

22

23

24

25

челночный

бег 4x5, (с)

5

8,1

8,1

8,0

8,0

7,9

7,9

7,8

7,7

7,7

7,6

7,5

4

8,2

8,2

8,1

8,1

8,0

8,0

7,9

7,8

7,8

7,7

7,6

3

8,3

8,3

8,2

8,2

8,1

8,1

8,0

7,9

7,9

7,8

7,7

2

8,4

8,4

8,3

8,3

8,2

8,2

8,1

8,0

8,0

7,9

7,8

1

8,6

8,6

8,5

8,5

8,4

8,4

8,3

8,2

8,2

8,1

8,0

Прыжок на скакалке 1 мин (кол-во раз)

 5

110

120

130

140

150

160

180

190

200

220

240

4

100

110

120

130

140

150

170

180

190

210

230

3

90

100

110

120

130

140

160

170

180

200

220

2

80

90

100

110

120

130

150

160

170

190

210

1

70

80

90

100

110

120

140

150

160

180

200

Отжимание

5

10

12

14

16

18

20

22

24

26

28

30

4

8

10

12

14

16

18

20

22

24

26

28

3

7

8

10

12

14

16

18

20

22

24

25

2

6

7

8

10

12

14

16

18

20

22

22

1

4

6

7

8

10

12

14

16

18

20

20

Бег 60 м (сек)

5

10,0

9,8

9,8

9,6

9,6

9,4

9,4

9,2

9,2

9,0

9,0

4

10,4

10,5

10,5

10,2

10,2

10,0

10,0

9,6

9,6

9,4

9,4

3

10,8

11,2

11,2

10,9

10,9

10,5

10,5

10,1

10,1

9,9

9,9

2

11,2

11,9

11,9

11,5

11,5

11,0

11,0

10,7

10,7

10,5

10,5

1

11,8

12,5

12,5

12,0

12,0

11,5

11,5

11,2

11,2

11,0

11,0

Контрольно-переводные нормативы по СФП (девушки)

Контрольные

упражнения

Балл

Возрастные особенности

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Передвижения шагами вперед в боевой стойке 15 м (с)

5

5,6

5,4

5,2

4,9

4,6

4,4

4,2

4,0

3,8

4

5,8

5,6

5,4

5,0

4,8

4,6

4,4

4,2

4,0

3

6,0

5,8

5,6

5,2

5,0

4,8

4,6

4,4

4,2

2

6,2

6,0

5,8

5,4

5,2

5,0

4,8

4,6

4,4

1

6,4

6,2

6,0

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

4,6

Передвижения шагами назад в боевой стойке 15 м (с)

5

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

4,6

4

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

3

6,6

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

2

6,8

6,6

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

1

7,0

6,8

6,6

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

Атака с уколом выпадом за 10 с. (кол-во раз )

5

6

8

8

9

9

10

10

11

11

4

5

7

7

8

8

9

9

10

10

3

4

6

6

7

7

8

8

9

9

2

3

5

5

6

6

7

7

8

8

1

2

4

4

5

5

6

6

7

7

Атака с уколом шаг вперед выпадом за 10 с. (кол-во раз)

 5

5

5

5

6

6

7

7

7

8

4

4

4

4

5

5

6

6

6

7

3

3

3

3

4

4

5

5

5

6

2

2

2

2

3

3

4

4

4

5

1

2

2

2

2

2

3

3

3

4

Контрольно-переводные нормативы по ОФП (юноши)

Контрольные

упражнения

Балл

Возрастные особенности

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Прыжок

в длину с

места (см)

5

1,80

1,85

1,85

1,90

1,95

2,00

2,10

2,15

2,20

2,25

2,30

4

1,70

1,75

1,75

1,80

1,83

1,90

1,95

2,00

2,10

2,15

2,20

3

1,60

1,65

1,65

1,70

1,73

1,80

1,90

1,95

2,00

2,05

2,10

2

1,50

1,55

1,55

1,60

1,63

1,70

1,85

1,90

1,95

2,00

2,05

1

1,40

1,45

1,45

1,50

1,55

1,60

1,75

1,80

1,85

1,95

2,00

Поднимание

туловища

из

положения

лежа на

спине за 30 сек (кол-во раз)

5

27

28

29

30

32

33

34

35

36

38

39

4

24

25

26

27

29

30

31

32

33

33

34

3

21

22

23

24

26

27

27

28

29

30

31

2

18

19

20

21

23

24

24

25

26

27

28

1

15

16

17

18

20

21

21

22

23

24

25

челночный

бег 4x5, (с)

5

8,1

8,1

8,0

8,0

7,9

7,9

7,8

7,7

7,7

7,6

7,5

4

8,2

8,2

8,1

8,1

8,0

8,0

7,9

7,8

7,8

7,7

7,6

3

8,3

8,3

8,2

8,2

8,1

8,1

8,0

7,9

7,9

7,8

7,7

2

8,4

8,4

8,3

8,3

8,2

8,2

8,1

8,0

8,0

7,9

7,8

1

8,6

8,6

8,5

8,5

8,4

8,4

8,3

8,2

8,2

8,1

8,0

Прыжок на скакалке 1 мин (кол-во раз)

 5

100

110

120

130

140

150

160

180

190

210

230

4

90

100

110

120

130

140

150

170

180

200

220

3

80

90

100

110

120

130

140

160

170

190

210

2

70

80

90

100

110

120

130

150

160

180

200

1

60

70

80

90

100

110

120

140

150

170

190

Отжимание

5

19

21

23

26

29

33

37

40

45

50

55

4

17

19

21

23

26

30

33

37

42

47

51

3

15

17

19

20

23

27

30

34

39

44

48

2

12

15

16

18

20

24

27

30

36

40

45

1

10

12

14

16

18

21

24

28

32

37

43

Бег 60 м (сек)

5

9,8

9,4

9,4

9,0

9,0

8,5

8,5

8,3

8,3

8,1

8,1

4

10,4

10,2

10,2

9,6

9,6

9,2

9,2

8,9

8,9

8,7

8,7

3

11,2

10,8

10,8

10,3

10,3

10,0

10,0

9,7

9,7

9,5

9,5

2

12,0

11,5

11,5

11,0

11,0

10,8

10,8

10,5

10,5

10,0

10,0

1

13,0

12,5

12,5

12,0

12,0

11,5

11,5

11,1

11,1

10,7

10,7

Контрольно-переводные нормативы по СФП (юноши)

Контрольные

упражнения

Балл

Возрастные особенности

12

13

14

15

16

17

18

19

20

Передвижения шагами вперед в боевой стойке 15 м (с)

5

5,6

5,4

5,2

4,9

4,6

4,4

4,2

4,0

3,8

4

5,8

5,6

5,4

5,0

4,8

4,6

4,4

4,2

4,0

3

6,0

5,8

5,6

5,2

5,0

4,8

4,6

4,4

4,2

2

6,2

6,0

5,8

5,4

5,2

5,0

4,8

4,6

4,4

1

6,4

6,2

6,0

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

4,6

Передвижения шагами назад в боевой стойке 15 м (с)

5

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

4,6

4

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

4,8

3

6,6

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

5,0

2

6,8

6,6

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

5,2

1

7,0

6,8

6,6

6,4

6,2

6,0

5,8

5,6

5,4

Атака с уколом выпадом за 10 с. (кол-во раз )

5

6

8

8

9

9

10

10

11

11

4

5

7

7

8

8

9

9

10

10

3

4

6

6

7

7

8

8

9

9

2

3

5

5

6

6

7

7

8

8

1

2

4

4

5

5

6

6

7

7

Атака с уколом шаг вперед выпадом за 10 с. (кол-во раз)

 5

5

5

5

6

6

7

7

7

8

4

4

4

4

5

5

6

6

6

7

3

3

3

3

4

4

5

5

5

6

2

2

2

2

3

3

4

4

4

5

1

2

2

2

2

2

3

3

3

4

ПРИЕМНЫЕ НОРМАТИВЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ В ГРУППЫ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА.

Виды подготовки и контрольные упражнения

Мальчики

Девочки

Общая физическая подготовка:

- высота подпрыгивания (см)

22,3

22,6

- прыжок в длину с места (м)

1,9

1,8

- тройной прыжок с места (м)

5,6

5,3

- кистевая динамометрия (кг)

26,8

21,2

- бег 20 м (с)

4,0

4,0

- челночный бег 4х15 м (с)

15,1

16,1

- челночный бег 4х5 м (с)

8,0

8,1

- бег «челноком» в течение 1 мин на отрезке 20 м (количество раз)

11,1

11,0

Специальная физическая подготовка:

- передвижения шагом вперед 15 м в боевой стойке (с)

5,4

5,0

- передвижения шагами назад в боевой стойке (с)

6,0

5,9

- атака уколом в мишень с выпадом (с)

0,7

0,7

- атака уколом в мишень с шагом вперед и выпадом (с)

1,2

1,2

- атака уколом в мишень комбинацией передвижений – шаг вперед и выпад +скачок вперед и выпад (с)

2,3

2,3

- атака уколом в мишень с дистанции 4 м комбинацией передвижений – шаг вперед + скачок и выпад в течение 1 мин (количество раз)

15,4

14,5

Квалификационный норматив

Выполнить норматив 1 юношеского разряда

КОНТРОЛЬНО-ПЕРЕВОДНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ В ГРУППАХ УЧЕБНО-ТРЕНИРОВОЧНОГО ЭТАПА.

Виды подготовки и контрольные упражнения

Юноши

Девушки

Год обучения

Год обучения

До 2-х лет

3-й

4-й

5-й

До 2-х лет

3-й

4-й

5-й

Общая физическая подготовка:

- высота подпрыгивания (см)

25,4

25,8

30,6

32,1

24,1

28,6

30,1

30,0

- прыжок в длину с места (м)

1,9

2,0

2,1

2,2

1,8

1,9

1,9

2,0

- тройной прыжок с места (м)

5,7

5,7

6,1

6,3

5,4

5,5

5,8

5,9

- кистевая динамометрия (кг)

26,5

27,0

32,0

34,0

24,3

27,0

29,0

30,0

- бег 20 м (с)

4,0

4,0

3,8

3,8

4,0

3,9

3,8

3,8

- челночный бег 4х15 м (с)

15,9

15,8

14,9

14,8

16,0

15,9

15,7

15,6

- челночный бег 4х5 м (с)

8,0

8,0

7,7

7,7

8,0

8,0

7,9

7,9

- бег «челноком» в течение 1 мин на 20 м (количество раз)

11,1

11,4

11,7

11,7

11,4

11,7

11,8

11,8

Специальная подготовка:

- передвижения шагами вперед 15м в боевой стойке(с)

5,4

4,9

4,4

4,2

4,9

4,9

4,7

4,6

- передвижения шагами назад 15м в боевой стойке(с)

5,8

5,4

5,1

5,0

5,8

5,7

5,6

5,5

- атака уколом в мишень с выпадом (с)

0,7

0,7

0,6

0,6

0,7

0,7

0,7

0,7

- атака уколом в мишень с шагом вперед и выпадом (с)

1,2

1,2

1,1

1,1

1,15

1,16

1,2

1,2

- атака уколом в мишень комбинацией передвижений – шаг вперед и выпад + скачок вперед и выпад (с)

2,2

2,3

2,1

2,1

2,2

2,4

2,5

2,5

- атака уколом в мишень с дистанции 4 м комбинацией передвижений – шаг вперед + скачок и выпад в течение 1 мин (количество раз)

15

15

16

16

14

14

15

15

Квалификационный норматив

Подтв.

1 юн разряд

Подтв.

1 юн разряд

Выпл 1 взр разряд

Выпл 1 взр разряд

Подтв.

1 юн разряд

Подтв.

1 юн разряд

Выпл 1 взр разряд

Выпл 1 взр разряд

ПРИЕМНЫЕ НРМАТИВЫ ДЛЯ ЗАЧИСЛЕНИЯ НА ЭТАП СПОРТИВНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

Виды подготовки и контрольные упражнения

Юноши

Девушки

Общая физическая подготовка:

- высота подпрыгивания (см)

37,0

30,9

- прыжок в длину с места (м)

2,3

2,0

- тройной прыжок с места (м)

6,8

5,9

- кистевая динамометрия (кг)

40,0

34,0

- бег 20 м (с)

3,6

3,7

- челночный бег 4х15 м (с)

14,4

15,5

- челночный бег 4х5 м (с)

7,4

7,8

- бег «челноком» в течение 1 мин на отрезке 20 м (количество раз)

11,9

11,9

Специальная подготовка:

- передвижения шагами вперед 15 м в боевой стойке (с)

4,1

4,6

- передвижения шагами назад 15 м в боевой стойке (с)

5,0

5,0

- атака уколом в мишень с выпадом (с)

0,5

0,6

- атака уколом в мишень с шагом вперед и выпадом (с)

1,0

1,1

- атака уколом в мишень комбинацией передвижений – шаг вперед и выпад + скачок (с)

1,5

1,8

- атака уколом в мишень с дистанции 4 м комбинацией передвижений – шаг вперед + скачок и выпад в течение 1 мин (количество раз)

16,6

16,8

Квалификационный норматив

Подтвердить норматив 1 взрослого разряда (12 побед над КМС)

V. ПЕРЕЧЕНЬ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Функционирует методический кабинет, оборудованный и постоянно пополняющийся учебно-методическими пособиями и техническим оборудованием. Список литературных источников, применяемых в работе:

  1. М.М. Ватанян, В.В.Команов «Беседы о настольном теннисе» Москва 2010г.
  2. Цю Чжунхуэй «Настольный теннис» Москва 1987г. /Физкультура и спорт /.
  3. С.Д. Шпрах. «Настольный теннис» Учебная программа для ДЮСШ и СДЮСШОР, Москва 1990г. /Советский спорт/.
  4. Ю.П. Байгулов. «Программа по настольному теннису для ДЮСШ» Москва 1969г.
  1. Ю.П. Байгулов «Настольный теннис вчера, сегодня, завтра» Москва 2000г. /Физкультура и спорт /.
  2. «Правофланговые спорта Республики Татарстан» Казань 1997г.
  1. Г.В. Барчукова, В.М.Богушас, О.В.Матыцин «Теория и методика настольного тенниса» Москва 2006г. Academia.
  2. Материалы коллегии «О развитии детско-юношеского спорта в Республике Татарстан» Казань 2006г. Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан.
  3. «Регулирование эмоционального состояния спортсмена» Методическая разработка тренера-преподавателя МУ «СДЮСШОР по настольному теннису» И.П.Медведевой.
  4. «Планирование и организация тренировочного процесса игроков в настольный теннис» Москва 2011г. Сборник методических материалов №2,/ Федерация настольного тенниса России/.
  5. В.Н. Буянов. «Программа для системы дополнительного образования детей. Настольный теннис» Ульяновск 2009г.
  6. И.М. Фрегер «Организация учебно-тренировочного процесса в настольном теннисе»
  1. С.Д. Шпрах «У меня секретов нет» /Учебно-методическое пособие для тренеров, спортсменов, любителей настольного тенниса/, Москва.
  2. Ежемесячный журнал Настольный теннис» Москва.
  3. Бред Гилберт, Стив Джеймисон. Победа любой ценой / Пер. с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. - 336 с.
  4. Волков Н.И. Биохимия спорта // Биохимия мышечной деятельности: Учеб. для студентов вузов физ. воспитания и спорта / Н.И. Волков, Э.Н. Несен, А.А. Осипенко, С.Н. Корсун. - Киев: Олимпийская литература, 2000. - С. 286-437.
  5. Физиология человека: Учеб. для вузов физической культуры и факультетов физического воспитания педагогических вузов / Под общ. ред. В.И. Тхоревского. -М.: Физкультура, образование и наука, 2001.— 492 с.
  6. Фомин Н.А., Филин В.П. На пути к спортивному мастерству. -М.: ФиС, 1986.-158 с.
  7. Щеголев В.В. Ментальный теннис. - СПб.: Сентябрь, 2002. - 144 с.
  8. Шолих М. Круговая тренировка. - М.: ФиС, 1966. - 165 с.

Интернет-ресурсы:

  1. Министерство спорта Российской федерации - http://www.minsport.gov.ru.
  2. Министерство по физической культуре и спорту Челябинской области – http://www.chelsport.ru/
  3. Федерация настольного тенниса России – www.ttfr.ru.